Три стандартных Nissan Patrol продолжают прорубаться глубже
на север – экспедиция «Патруль в Караул» в самом разгаре. Шестой день
поездки застал экипажи в Сургуте.
 
День шестой. Сургут – Нягань Еще
с вечера мы сдали наших боевых коней местным дилерам, а рано утром
отправились принимать проделанную работу. Машины помыли, проверили на
наличие неисправностей, а главное, в багажники были инсталлированы
200-литровые бочки для топлива. Они нам очень скоро понадобятся – с
заправками на зимниках, мягко говоря, сложновато. А тем более с 95м
бензином, который трехтонные Патрули съедают с огромным аппетитом.
 
После
монтажа топливных баков пространство в багажнике серьезно уменьшается,
вещи приходится укладывать более вдумчиво. Но вот все работы закончены,
экипажи в приподнятом расположении духа готовы стартовать дальше. Кроме
того, здесь, в Сургуте, к нам присоединился генеральный продюсер LAV
Productions Андрей Леонтьев, наш главный идейный вдохновитель. Компанию
ему составил Александр, сотрудник оказавшего нам помощь дилерского
центра Nissan.
  Достигаем
Ханты-Мансийска когда уже начинает темнеть, но еще успеваем заехать к
знаменитым ханты—мансийским мамонтам и прочим железным зверям. Ночь
настигает нас в местечке с забавным названием Нягань…
 
День седьмой. Нягань– Салехард Впереди
большой отрезок пути. Сталкиваемся с первой проблемой – 95-й бензин
есть отнюдь не везде. В поселке, куда мы приезжаем на пустеющих баках,
он отсутствует в принципе, поэтому приходится заливать 92-й. Причем,
этим топливом мы заправляем не только баки машин, но и половину бочек,
ведь предугадать, когда нам попадется следующая нормальная АЗС, просто
невозможно. У местных между делом узнаем, что на самом деле 95-й бензин
здесь есть, но он отпускается только по талонам. Забавно – земля,
которая, по сути, стоит на нефти, по какой-то неведомой причине
испытывает перебои с топливом.
 
Прислушиваемся
к тому, как ведут себя Патрули, но и тут эти неприхотливые внедорожники
не подводят нас, поглощая 92-й бензин с удовольствием. И, что приятно, в
тех же количествах что и раньше.
 
В
этот день мы, наконец, доезжаем до первого зимника. А для экипажа
Патруля с номером «1» это вообще дебют – ранее ни мне, ни моему
напарнику Андрею Бойко не доводилось забираться так глубоко на север.
Что такое зимники, мы представляли лишь по отчетам и фотографиям, а
потому ждали съезда с асфальта с интересом.
 
Первый
зимник хорошо расчищен и дается легко, никаких сюрпризов. Двигаемся по
нему до Салехарда. По дороге делаем остановку в Березово на ужин, и
отправляемся к нашей конечной на сегодня точке. Но достичь ее удается
лишь в 6 утра! Ночная дорога по заснеженному зимнику с многочисленными
оврагами и колдобинами утомляет всех до предела, оставляя на нормальный
цивилизованный сон в теплой гостиничной кровати всего пару часов.
 
День восьмой. Салехард – Надым Утром
проезжаем по Салехарду в поисках завтрака, а затем – красивых
достопримечательностей. Попутно снова становимся героями местных
новостей – журналисты одного телеканала снимают небольшую историю о нас.
 
Наконец,
все слова сказаны, нужные картинки подхвачены, а мы снова едем
навстречу неизведанному. Второй зимник – до Надыма. Он не такой ровный,
как вчерашний, зато более живописный. Бескрайние снежные поля, яркое
солнце – пейзаж за окном Патруля зачаровывает. А мощная «восьмерка» под
капотом буквально приводит в восторг пилотов – в сочетании с широкой
извилистой трассой она дает правильный эффект. В итоге часть пути мы
идем на манер раллистов, благо, видимость прекрасная. Правда, не
обходится без неожиданностей – идущий впереди Патруль Андрея Леонтьева
садится в снег, провалившись в пустоту под укатанным верхним слоем
зимника, и его приходится вытаскивать тросом.
 
Наша
цель сегодня – найти остатки знаменитой 501-ой Сталинской стройки –
самой северной железной дороги, которая возводилась при Иосифе
Виссарионовиче, но так и не была завершена. Строилась дорога,
естественно, силами зеков, в условиях крайнего севера. Еще остались
кое-где сохранившиеся столбы с натянутыми на них проводами, рельсы,
деревянные мосты, насыпи, а мы даже наткнулись на разваленную станцию и
брошенную дрезину. На первый взгляд все выглядит очень красиво:
искрящийся снег, потрясающие пейзажи. Однако если подумать, сколько
тысяч людей сгинуло на этой стройке, которая так и не была завершена, то
становится жутковато.
 
Снега
очень много – любая попытка отойти от трассы в сторону завершается тем,
что ты проваливаешься по пояс и дальше пробиваешь себе дорогу к
желаемой точке на манер ледокола. Темнеет, и мы решаем двинуться
навстречу местной экзотике – к самым настоящим оленеводам, в одно из
многочисленных ямало-ненецких национальных поселений. Как можно было
отказаться от ночевки в чуме? Нам обещают расчищенный зимник, по
которому уже в полной темноте в свете люстр мы едем… впрочем, недалеко –
Патруль Андрея Леонтьева, возглавляющего колонну, выезжает на
необъятное заснеженное поле и плотно засаживается в глубокий снег – его
попросту сносит с не очень уверенной колеи и машина правым боком сильно
проваливается в сторону.
 
Звенящий
30-градусный мороз подстегивает активней махать лопатой. Подъехать
близко не представляется возможным – снег по всему полю лежит глубоким
слоем, а засадить еще одну машину не хочется. Сцепляем два троса,
разворачиваем второй Патруль задом и начинаем вытягивать машину Андрея.
На все эти манипуляции у нас уходит порядка двух часов, и вот, наконец,
все три экипажа снова стоят на твердом снегу. Принимаем решение дальше
путь не продолжать – все-таки не хочется всю ночь откапывать друг друга,
и мы поворачиваем на Надым.
 
Уже
в полной темноте двигаемся к месту нашего сегодняшнего финиша, по
дороге нам опять попадаются части 501-й стройки, неимоверно красивая
северная луна… а еще – олени. Они целыми компаниями бегают вдоль дороги и
пугаются света фар. Один такой незадачливый олень вылетает прямо перед
нашей машиной на дорогу и вместо того, чтобы убежать в сторону, минуты
три несется прямо перед бампером. Зрелище забавное – подумалось, что до
этого такая ситуация, когда беглец уходит от погони напрямик, а не в
сторону, возможна только в мультфильмах. Оказывается, в реальности все
точно также. Смеемся, снимаем видео – а то вдруг в Москве нам никто не
поверит – и, наконец, наш преследуемый уходит в сторону, а мы добавляем
газу. Все, сегодня самая последняя и главная задача – крепкий сон.
 
День девять. Надым – Новый Уренгой Утром
отправляемся в местный краеведческий музей. По слухам, у них в наличии
должен был быть чум, пусть и не совсем настоящий – музейный. Здесь нам
рассказывают и показывают, как и чем живет коренное население – а на
сегодняшний день только в окрестностях Надыма таких кочевников
насчитывают порядка 3,5 тысяч человек. Отдельная экспозиция в музее
посвящена той самой 501-ой стройке. Здесь много интересного, есть и
фотографии – правда, скорее всего, они относятся к 70-м годам, когда
стройка уже несколько десятков лет была остановлена и забыта.
 
Наш
пробег в этот день был совсем небольшой – мы взяли курс на Новый
Уренгой, где постарались выспаться… А уже сегодня с утра мы простимся с
цивилизацией и совершим наш финальный бросок до Караула. Прощайте,
уютные и не очень гостиницы, магазины, заправки, кафе и интернет!
Ближайшие трое суток мы будем оторваны от остатков привычной жизни, а
нашим пристанищем, скорее всего, станут наши Патрули.
 
Полный вперед и ни шагу назад!
|